19.09.2022
«Промежуточные
итоги реализации проекта «Монолингвальная речевая развивающая среда на
бурятском языке в ДОО»
16 сентября 2022 года в БРИОП прошел
республиканский семинар «Промежуточные итоги реализации проекта «Монолингвальная
речевая развивающая среда на бурятском языке в ДОО»
С приветственным словом к участникам
семинара выступил
Цыренов Владимир Цыбикжапович, доктор педагогических наук,
ректор ГАУ ДПО РБ «БРИОП». О роли проекта «Монолингвальная речевая развивающая
среда в ДОО на бурятском языке» в сохранении и развитии бурятского языка в
современных социолингвистических условиях рассказал руководитель проекта Содномов
Сономбал Цыденович, доктор.пед.н., профессор, зав. кафедрой ПиПД ГАУ
ДПО РБ «БРИОП».
Каждая ДОО отчиталась по
реализации проекта в своих учреждениях по формированию умения воспринимать
бурятскую речь детьми младшего дошкольного возраста. По воспитанию звуковой
культуры речи, формированию грамматического строя речи и развитию диалогической
формы речи среднего дошкольного возраста, а также монологической форм речи
детьми старшего дошкольного возраста в условиях монолингвальной речевой
развивающей среды в ДОО на бурятском языке.
Наш детский сад представил итоги 2-х летней
работы в проекте «Монолингвальная речевая развивающая среда в ДОУ на бурятском
языке». В своей практической деятельности мы руководствуемся действующим федеральным
и республиканским законодательством, а также локальными актами учреждения, а
именно:
- ФЗ-273
«Об образовании в Российской Федерации»;
- ФГОС
ДОО 17 октября 2013 г №1155;
- Федеральный
закон «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся от 312.07.2020 №304-ФЗ;
- Постановление
Республики Бурятия «О стратегии развития бурятского языка на период до
2030 года» от 08.05.2019 года, № 228;
- Концепцией
государственной национальной политики в Республике Бурятия;
- Уставом
МАДОУ «Детский сад №52 «Ая-ганга»;
- Положением
о языке образования в МАДОУ Детский сад №52 «Ая-ганга».
Создана
монолингвальная речевая развивающяя среда на бурятском языке, комфортные и
благоприятные условия для полноценного проживания детей дошкольного возраста, их
гармоничного развития и саморазвития, формирования основ базовой культуры
личности, всестороннего развития психических и физических качеств в
соответствии с ФГОС ДО.
Был проведен
пилотный опрос в момент организации по вступлению в проект на предмет знания бурятского
языка родителями воспитанников и в результате этого выявили вопросы, которые
важно решить в рамках проекта.
В итоге по данным
опроса получилась вот такая картина: 97% РОДИТЕЛЕЙ НЕ ЗНАЮТ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА, у
45 % ИЗ НИХ НЕТ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ, КОТОРЫЕ БЫ РАЗГОВАРИВАЛИ НА
БУРЯТСКОМ ЯЗЫКЕ И БЫЛИ ЕГО НОСИТЕЛЯМИ. Тем не менее 100% родителей из этой группы
ХОТЕЛИ БЫ, ЧТОБЫ их РЕБЕНОК не только ЗНАЛ БУРЯТСКИЙ ЯЗЫК, но и мог изъясняться
на нём.
25 % родителей
ГОТОВЫ САМИ ИЗУЧАТЬ БУРЯТСКИЙ ЯЗЫК ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ, а остальные в силу того,
что не имеют возможности из-за занятости, будут довольны тем, что их ребёнок по
сравнению с ними овладеет родным языком уже с раннего детства.
ЭТИ ДАННЫЕ
ПОКАЗАЛИ и показывают НАМ ПРОБЛЕМЫ И РЕСУРСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ПРОЕКТА РАЗРАБОТАЛИ активную
речевую среду, которая носит развивающий характер. И это удалось нам, благодаря грантовым
средствам. В итоге нами освоено 410 тысяч рублей.
Одним из основных средств создания
языковой среды выступает речевая деятельность на бурятском языке взрослых в
дошкольном учреждении. Задача специалистов и педагогов, которые работают с
данными группами сделать все возможное, чтобы заинтересовать и поддерживать интерес
ребенка на протяжении всех лет проживания дошкольного детства в детском саду.
Параллельно включали в знакомство с бурятским языком родителей. Им было
сложнее всего, но мы мотивировали их поддержкой и развитием бурятского языка
детей.
Стоит
отметить, что в рамках парциальной программы «Инженер болохо аргатайб» в
процессе проектной деятельности воспитанники вместе с родителями с помощью
легоконструктора собирают персонажей по мотивам народной бурятской сказки и,
обыгрывая в мини-сценках во время театрализации, озвучивают голоса героев на
бурятском языке. Именно в таких моментах дети и родители еще больше получают
мотивации для достижения своих результатов по овладению бурятской речью.
За столь
короткий период, есть определённые положительные результаты. Наши воспитанники
становятся победителями и призерами таких творческих значимых конкурсов
«Дангина - Баатар» на республиканском уровне, «Конкурс вокального мастерства на
бурятском языке», «Региональный Конкурс по фольклору «Угайм зам (Дорога
предков)», победителями олимпиады для дошкольников по бурятскому языку. А
главное, наши воспитанники для того, чтобы продолжить развитие своей бурятской
речи, начали поступать РБНЛИ №1.
Так же стоит
отметить, что наши воспитанники постоянные участники-герои детских передач на
радиоволнах Буряад ФМ, радио ГТРК «Бурятия». На сегодня у нас в архиве есть
записи 42 передач. Далее, наших детей и педагогов снимали в таких передачах как
«Багшын булам», «Эрхим багша» и.т.д. стоит отметить, что мы активно
сотрудничаем и с такими телекомпаниями как «Тивиком», «Аригус», «Буряад ТВ».
Для эффективной,
творческой, результативной работы принимали участие, знакомились с опытом
работы по языковой направленности других регионов страны, а также транслировали
свои наработки. Для поддержки педагогов,
работающих в данном проекте под научным руководством доктора педагогических
наук Содномова С.Ц. разработаны учебно-методический
материал для работы воспитателей с детьми.
Например, пособие «Уран зохёол.
Арадай аман зохеол» включает сказки, рассказы, стихи на бурятском языке. Наши ребята
читают и учат стихи как в детском саду, так и в семье с родителями.
Парциальные программы:
1.
«Уран гархан» по
художественно-эстетическому развитию;
2.
«Хухюухэн хонхонууд»
по предметной области «Музыкальное воспитание»;
3.
«Инженер болохо
аргатайб» по конструированию;
4. «Аман угын абдар» по фольклору.
Если
говорить об актуальности данного проекта, то это доказывает результат
мониторинговых исследований за 2 года.
Если
в начале проекта, владеющих бурятским языком и понимающих её был всего лишь 1
ребёнок из 67 детей, то сегодня данный показатель восприятия бурятской речи
равен 100% из всех охваченных детей в моногруппах.
На сегодняшний день в условиях города
развитие бурятского языка в детском саду — это очень кропотливый труд, но тем не
менее мы видим положительную динамику развития своего проекта, есть
определенные достижения.
После заключения всех отчетов представителями ДОО, участвующих в данном проекте выступила Дашиева Дарима
Батуевна, координатор проекта о нормативно-правовой базе реализации проекта
«Монолингвальная речевая развивающая среда в ДОУ на бурятском языке»
Завершился семинар круглым столом «Реализация основной образовательной
программы в условиях проекта. Формирование плана работы на учебный год», где
были подведены итоги, намечены планы на новый учебный год. Нашему детскому саду
вручили благодарственное письмо за активное участие в создании единого
информационного пространства в рамках проекта «Монолингвальная речевая
развивающая среда в дошкольных образовательных организациях на бурятском языке»,
а также педагоги удостоены благодарственными письмами за высокие результаты в
деле сохранения и развития родного языка, за большой вклад в профессиональном
продвижении проекта «Монолингвальная
речевая развивающая среда в ДОО на бурятском языке» на мероприятиях
всероссийского, межрегионального , республиканского уровней Дашиева Д.Б.,
Цыренова Б.Н.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.09.2022
Дата обновления: 20.09.2022
Дата публикации: 19.09.2022