25.02.2020
1. Целевой раздел
1.1
Пояснительная
записка
В 1992 году в Республике Бурятия вышел закон о придании статуса
государственного бурятскому языку. Язык-душа народа, часть национальной
культуры, поэтому изучение бурятского языка мы рассматриваем в рамках
патриотического воспитания, воспитания толерантности. Именно в дошкольном
возрасте закладываются ценностные основы мировоззрения, развиваются все
психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление. Отличаются
общительностью и эмоциональностью. Поэтому одного изучения бурятского языка
недостаточно, нужно знакомить детей с традициями и обычаями родного края,
бытом, праздниками и др. Приобщение к региональной культуре включает следующие
направления: это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и
желание сохранять и приумножать богатство своего народа. Необходимость
осмысления различных теоретических и практических проблем побуждает начать
научно-экспериментальные исследования, которые помогли бы решить вопросы
обновления содержания образования национально-региональным компонентом;
апробировать программы и пед технологии, направленные на развитие творческой
личности, способной к этнической самореализации.
1.2 Цели обучения:
-формирование умений общаться на бурятском языке
с учетом речевых возможностей,
потребностей и интересов дошкольников: коммуникативных умений в говорении, аудировании народа;
-овладевает навыками освоения социокультурного
пространства, культурой поведения, сформированы социально поощряемые нормы и
правила поведения в окружающей среде;
-достаточно хорошо владеет устной речью, применяет
речевой этикет в разных ситуациях общения;
-формирование у детей положительного отношения и
интереса к бурятскому языку, культуре бурятского народа;
-воспитание потребности в использовании бурятского
языка для решения задач общения, для осуществления конкретных дел, актуальных
для детей этого возраста;
-развитие личности ребенка, его речевых способностей,
внимания, мышления, памяти, воображения; мотивации к дальнейшему овладению
бурятским языком;
-знакомство с некоторыми обычаями бурят, детским
песенным, стихотворным, сказочным фольклором, произведениями детской
художественной литературы на бурятском языке;
-развитие у детей интеллектуальных, познавательных
способностей: мышления, внимания, восприятия, памяти, воображения;
-расширение общеобразовательного кругозора детей.
1.3 Задачи обучения:
Важность задач патриотического воспитания трудно переоценить, так как
речь идет о таких категориях, как сохранение региональной культуры,
восстановление утраченных ценностей, исторической памяти народа, воспитание в подрастающем поколении
высоких духовных качеств, чувства своей причастности к родному народу,
формирование устойчивого интереса к его истории и культуре, материальным и
духовным ценностям.
-ознакомление
детей с историей, природой, культурой родного края, об этнической
самобытности народов, проживающих на территории Бурятии, их обычаях и
традициях;
- воспитание
основ патриотизма, гражданственности и чувство привязанности к своей
малой и большой Родине;
-развитие познавательных и творческих способностей
детей посредством создания развивающей предметно-пространственной среды;
-стимулирование развития ценностного отношения к
здоровому образу жизни у воспитателей, родителей и детей;
-стимулирование познавательной активности,
самостоятельности мышления, способность планировать и действовать в быстро
меняющихся условиях;
-дать детям знания об окружающем мире через традиции
своей социальной среды-местные историко-культурные, национальные особенности
региона;
-формирование интереса к своей родословной;
-развитие эмоциональной сферы детей в процессе
обучающих игр, учебных спектаклей;
-приобщение детей к социальному опыту за счет различных
ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения.
1.4
Принципы и подходы к формированию
программы
Программа разработана на основе принципов
коммуникативности, наглядности, доступности, систематичности, принципа учета первого
языка обучающегося и принципа диалога культур. Вся работа по УМК направлена на
речевую деятельность. Основными видами речевой деятельности у дошкольников
являются аудирование и говорение.
Рассмотренные принципы составляют теоретическую базу,
на основе которой и определяются методы обучения. Методы обучения включают
методы организации ознакомления(показ, объяснение), организации тренировки и
организации применения Сопутствующим методом выступает контроль, включающий
коррекцию и оценку. Реализация этих методов осуществляется посредством
упражнений и заданий, которые являются средством обучения. Первой ступенью
овладения является его восприятие, осмысление и запоминание. Следующая ступень
формирования коммуникативной компетенции характеризуется осуществлением
действий на основе усвоенного материала с целью тренировки. Высшей ступенью
познавательной деятельности является творчество.
1.5
Возрастные и индивидуальные особенности детей
Дети 4-5 лет.
В этом возрасте развиваться воображение.
Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети
могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается
устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная
деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при
выполнении каких-либо действий несложное
условие.
В их возрасте улучшается произношение звуков и дикция.
Речь становится предметом активности детей: ее звуковая сторона, грамматический
строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как
расширяющийся словарь, так и характер общений, формирующихся в этом возрасте.
Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы,
антонимы, прилагательные и т.д. Они удачно имитируют голоса животных,
интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают
ритмическая структура речи, рифмы.
Дети 5-6лет.
Как показали исследования отечественных психологов,
дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные
причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их
наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям
сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.
Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной
работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение,
переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к
произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее
звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и
сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность
речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети
используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством.
Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать,
рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются
распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового
пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся
высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа
обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов
одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом
сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных
средств (схематизированные представления, комплексные представления,
представления о цикличности изменений); развивается умение обобщать, причинное
мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ «Я».
Основные достижения возраста связаны с развитием
игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий;
совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения,
эгоцентричностью познавательной позиции;
развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования
восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого.
В результате правильно организованной образовательной
работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической
речи.
Обогащается словарный запас. Речь чистая,
грамматически правильная, выразительная. Значительно увеличивается запас слов,
совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные виды
суждений об окружающем.
Проявляет уважение к взрослым. Умеет интересоваться
состоянием здоровья близких людей, ласково называть их. Стремится рассказывать
старшим о своих делах, любимых играх и книгах. Внимателен к поручениям
взрослых, проявляет самостоятельность и настойчивость в их выполнении, вступает
в сотрудничество.
Проявляет интеллектуальную активность, проявляется
познавательный интерес. Проявляет интеллектуальные эмоции, догадку и
сообразительность, интересуется событиями прошлого и будущего, жизнью родного
города и страны, разными народами, животным и растительным миром.
Знает свое имя, отчество, фамилию, членов семьи,
профессии родителей. Охотно рассказывает о себе, событиях своей жизни, мечтах,
достижениях, увлечениях. Имеет положительную самооценку, стремиться к успешной
деятельности.
Имеет представления о семье, семейных и родственных
отношениях, знает, как поддерживаются родственные связи, как проявляются
отношения любви и заботы в семье, знает некоторые культурные традиции и
увлечения членов семьи. Имеет представление о значимости профессий родителей, устанавливает
связи между видами труда.
Имеет
развернутые представления о родном городе. Знает название своей страны, ее
государственные символы, испытывает чувство гордости своей страной.
Имеет некоторые
представления о природе родной страны, достопримечательностях России и родного города, ярких событиях ее
недавнего прошлого, великих россиянах.
Имеет представления о многообразии растений и
животных, их потребностях как живых организмов стремится применять имеющиеся
представления в собственной деятельности.
Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может
выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих
мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
1.6 Планируемые результаты освоения программы
-Понимать на слух бурятскую речь, построенную на
программном материале и адекватно
реагировать на нее;
-знать наизусть рифмованные произведения детского
фольклора, доступные по форме и содержанию;
-знать названия диких и домашних животных, цвета,
части тела, названия по теме: «одежда», «пища», «моя семья», «жилище», считать
1-3 ;
-понимать на слух и уметь ответить на вопросы: Та
хэмтэ?, Танайда орожо болохо гY? YY, ямар томо репкэ гээшэб! Намда туhалыш! Гансаараа-ядааб, хамтаараа-шадаабди!
Хубсаhамни
хаанаб?
-обладает начальными знаниями о культуре народов,
проживающих в Бурятии, проявляет активный, увлеченный интерес и положительное
отношение к другим людям и самому себе;
-овладевает навыками освоения социокультурного
пространства, культурой поведения, сформированы социально поощряемые нормы и
правила поведения в окружающей среде;
-ребенок подвижен, вынослив, физически развит, имеет
представления о ценностях здорового образа жизни.
2. Содержательный раздел
2.1.
Описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям
Содержание
Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в
различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
Социально-коммуникативное
развитие направлено
на:
-воспитание у
детей дошкольного возраста чувства любви и привязанности к малой родине,
родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств,
нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам;
-использование знаний о родном крае в игровой деятельности;
- воспитание интереса и уважительного отношения к
культуре и традициям Бурятии, стремления
сохранять национальные ценности.
Познавательное
развитие предполагает:
-приобщение
детей к истории родного края;
-формирование представлений о традиционной культуре
через ознакомление с природой.
Речевое
развитие включает:
-развитие речи,
мышления, первичного восприятия диалектной речи через знакомство с культурой
Бурятии;
-развитие связной речи дошкольников средствами
мнемотехники;
-развитие
умения детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
-развитие творческих способностей воспитанников, умение составлять
схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции;
-формирование у дошкольников навыков
сотрудничества, взаимопонимания,
доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Художественно-эстетическое
развитие предполагает:
-приобщение детей
к музыкальному творчеству родного края;
-воспитание
любви к родной земле через слушание музыки, разучивание песен,
хороводов, традиций родного края;
- формирование практических умений по приобщению детей
к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности.
Физическое
развитие включает:
-развитие физической
выносливости, смекалки, ловкости через традиционные игры и забавы
народов Бурятии.
Основной формой работы с
дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игровые, сюжетные и
интегрированные формы образовательной деятельности, также занятия
учебно-тренирующего характера. Занятия проводятся в различных
формах (подобранные согласно по темам):
Создание ситуаций: беседа, разговор (диалог), связное
высказывание, речевые игры,
упражнения.
Игры дидактические, дидактические с элементами движения,
сюжетно-ролевые, подвижные, музыкальные, театрализованные, игрына прогулке,
подвижные игры имитационного характера.
Просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач,
слушание грамзаписи.
Оформление выставок работ народных мастеров, книг с иллюстрациями,
выставок детского творчества и совместной работы с родителями, уголков природы
и т.д.
Викторины, загадки, пословицы, поговорки;
Инсценирование сказок и отрывков из сказок, разучивание
стихотворений, развитие
артистических способностей в подвижных играх имитационного
характера.
Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций
к знакомым сказкам,
игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов,
предметов быта и т.д.), произведений искусства.
Продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация,
художественный труд.
Слушание и обсуждение детской музыки, народных музыкальных
инструментов;
пение, песни, артикуляции, беседы по содержанию песни,
драматизация песен.
Танцы, показ танцев под народные мелодии, ѐхора.
Физкультминутки игровые, сюжетные, комплексные (с элементами
развития речи,
математики), учебно-тренирующего характера, игры и упражнения под
тексты стихотворений, считалок, потешек, игровые беседы с элементами движений.
Участие на различных мероприятиях, утренниках, праздниках,
конкурсах.
На занятиях рекомендуем использовать такие средства наглядности:
это предметы, действия, ситуации, возникающие и создаваемые в группе и вне
группы. Картины и картинки (предметные, сюжетные, тематические), видео,
кассеты, слайды, раздаточный дидактический материал. Игрушки, маски, муляжи,
настольный кукольный, пальчиковый театры, атрибуты для драматизации сказок.
Песни и стихотворения, загадки и поговорки, игры, игрушки и пр.
2.3.Проектирование
образовательного процесса в
соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными
особенностями, состоянием здоровья.
Оптимальные условия для развития ребенка – это
продуманное соотношение свободной, регламентируемой и нерегламентированной
(совместная деятельность педагогов и детей и самостоятельная деятельность
детей) форм деятельности ребенка
Образовательная деятельность вне организованных занятий обеспечивает
максимальный учет особенностей и возможностей ребенка, его интересы и
склонности. В течение дня во всех возрастных группах предусмотрен определенный
баланс различных видов деятельности:
Формы организации образовательной деятельности:
- групповая
-
подгрупповая
- фронтальная
- индивидуальная
Продолжительность непрерывной непосредственно
образовательной деятельности:
для детей 5-го года жизни - не более 20 минут,
для детей 6-го года жизни - не более 25 минут
В середине времени, отведенного на непрерывную
образовательную деятельность, проводят физкультминутку.
Непосредственно-образовательная деятельность,
требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей,
проводится в первую половину дня.
2.4 Практические задачи
обучения
Обучение аудированию
Дети должны научиться воспринимать и понимать на слух бурятскую
речь, в нормальном
темпе воспроизводимую учителем или представленной в звукозаписи,
построенную на программном материале, отражающем игровую, учебно трудовую и
бытовую сферы деятельности;
-различать на слух
интонацию и эмоциональную окраску фраз;
-воспринимать на слух несложные тексты: сказки, рассказы,
соответствующие возрасту и
интересам детей;
У детей должен быть сформирован такой уровень понимания бурятской
речи, который
позволяет отвечать на обращённые к ним вопросы, выражать репликами
согласия, несогласия, одобрения, неодобрения.
Диалогическая речь
Овладение диалогической речью обеспечивается общением, на данном
этапе ведётся диалог- расспрос. У детей должны быть сформированы навыки решения
элементарных коммуникативных задач в специально построенных игровых ситуациях
вопросно-ответные единицы, просьба –ответная реакция, распоряжения и др.
реплики. Дети должны уметь варьировать лексическое и грамматическое значение
этих единств комбинировать и переносить составляющие их элементы в новую
ситуацию. Дети должны уметь отвечать на вопросы различных видов: общие и специальные,
самостоятельно задавать вопросы, опровергать услышанное; вести диалог
этикетного характера - приветствовать, знакомиться, поздравлять, выражать
пожелания и реагировать на них, предлагать
угощение, выражать благодарность;
Монологическая речь.
Монологические высказывания детей будут представлять собой
описание картинок,
фотографий; учатся описывать животное, предмет, указывая название,
качество, размер, количество, принадлежность, место расположения; кратко
высказываться о друге, игрушке, любимом животном и т.д.
Разучивая стихи и песни
на бурятском языке, что помогает выработке правильной интонации и артикуляции
звуков, слушая и инсценируя сказки, знакомясь с играми, дети овладевают
коммуникативными умениями и развивает языковые способности, которые будут
основой для дальнейшего изучения языка. Дети должны уметь без предварительной
подготовки высказаться в соответствии с предварительными коммуникативными
ситуациями в пределах программного языкового материал.
Перспективное планирование для средней
группы
Месяц |
Тема |
Задачи |
Сентябрь |
Танилсалга. Знакомство. |
Формирование лексических и речевых навыков, умения
поздороваться, представиться. |
Октябрь |
Нааданхай. Игрушки. |
Формирование
лексических навыков, умения говорения. Любимые игрушки, что умеют делать/не
умеют. |
Ноябрь |
Зэрлиг ба
гэрэй амитад. Гэрхэн. Дикие и
домашние животные. Теремок. |
Формирование
лексических и речевых навыков, умения задавать вопрос, поздороваться, представиться,
умения вести этикетный диалог при встрече гостей. |
Декабрь |
Yбэл.
Yбэлэй
нааданууд. Зима. Зимние забавы. |
Формирование лексических и речевых навыков, умения говорения, знания о
сезонных изменениях, рассказать о зимних видах игр. |
Январь |
Минии бэе. Моё тело. |
Формирование лексических и речевых навыков,
умения выразить просьбу, назвать части
тела человека, вопрос что делает? |
Февраль |
Сагаалган.Эдеэн.Балма баабгай хоёр. Сагалган. Пища. |
Формирование
лексических и речевых навыков, умения предлагать угощение, благодарить
за угощение/вежливо отказаться от угощения. |
Март |
Хубсаhан.
Буряад арадай хубсаhан. |
Формирование
лексических и речевых навыков, формировать знания об одежде, выражать
восклицание и сообщать информацию. |
Апрель |
Минии эбтэй бYлэ. Моя дружная семья. |
Формирование и совершенствование лексических и речевых навыков, умения
рассказать о себе и своих родственниках, умения предложить совершить
совместное действие. |
Май |
Дабталга. Повторение. |
Повторение пройденного материала, совершенствование лексических,
лексико-грамматических навыков, умения
говорения. |
Перспективное
планирование для старшей группы
Месяц |
Тема |
Задачи |
Сентябрь |
Би ба минии нYхэд. Я и мои друзья. |
Формирование
лексических и речевых навыков, умения поздороваться, представиться. |
Октябрь |
Зэрлиг амитад.Гэрхэн. Дикие животные.
Теремок. |
Формирование лексических и речевых навыков,
умения задавать вопрос, поздороваться, представиться, умения вести этикетный
диалог при встрече гостей. Совершенствование лексических навыков, умения
говорения. |
Ноябрь |
Гэрэй амитад. Репкэ. Домашние животные.
Репка. |
Формирование и совершенствование лексических и речевых
навыков, развитие умения выразить восклицание, удивление, вести счет при
выполнении действий, умения говорения. Формирование умения позвать на помощь,
призвать к совместному действию, выразить согласие. |
Декабрь |
Yбэл. Хубсаhан. hалан
hама. Зима. Одежда.
hама-растеряша. |
Формирование
лексических навыков, умения выражать согласие, задавать вопрос, говорить
поговорку, выражать восклицание и сообщать информацию, умения выражать
приказание, послушание, комментировать свои действия и сообщать информацию,
выражать похвалу. |
Январь |
Минии бэе. Улаан
малгайхан. Моё тело. Красная шапочка. |
Формирование
лексических и речевых навыков, умения выразить просьбу, умения узнать, куда
направляется собеседник, умения вести этикетный диалог при встрече с пожилым
человеком, умения узнать информацию, используя специальный вопрос, умения
выразить напутствие. |
Февраль |
Сагаалган.Эдеэн.Балма
баабгай хоёр. Сагалган. Пища.Балма и
медведь |
Формирование и
совершенствование лексических и
речевых навыков, умения пригласить собеседника к совместному действию,
выразить согласие или отказ от предложения собеседника, умения выразить
отношение к действию- нравиться/не нравиться, умения представить и
познакомить собеседников, узнать, чем любит/не любит заниматься собеседник,
умение узнать мнение собеседника, умение узнать информацию, используя
специальный вопрос. |
Март |
Гэр байра. Yнгэнууд.
Гурбан поршоонхо. Жилище.Цвета.Три
поросенка |
Формирование и развитие
лексических и речевых навыков, умения представиться, описать предмет,
формирование умения указать на принадлежность предмета определенному лицу,
умения высказать свое мнение |
Апрель |
Минии эбтэй бYлэ. Моя дружная семья. |
Формирование и
совершенствование лексических и
речевых навыков, умения рассказать о себе и своих родственниках, умения
предложить совершить совместное действие, вести счет до пяти, умения
говорения. |
Май |
Дабталга. Повторение. |
Повторение пройденного материала, совершенствование лексических, лексико-грамматических
навыков, умения говорения. |
Перспективное
планирование для подготовительной группы
Месяц |
Тема |
Задачи |
Сентябрь |
Би ба минии нYхэд. Я и мои друзья. |
Закрепление лексических
и речевых навыков, умения поздороваться, представиться. |
Октябрь |
Зэрлиг амитад.Гэрхэн. Дикие животные.
Теремок. |
Закрепление лексических и речевых навыков,
умения задавать вопрос, поздороваться, представиться, умения вести этикетный
диалог при встрече гостей. Совершенствование лексических навыков, умения
говорения. |
Ноябрь |
Гэрэй амитад. Репкэ. Домашние животные.
Репка. |
Совершенствование
лексических и речевых навыков, развитие умения выразить восклицание,
удивление, вести счет при выполнении действий, умения говорения. Формирование
умения позвать на помощь, призвать к совместному действию, выразить согласие.
|
Декабрь |
Yбэл. Хубсаhан. hалан
hама. Зима. Одежда.
hама-растеряша. |
Закрепление лексических
навыков, умения выражать согласие, задавать вопрос, говорить поговорку,
выражать восклицание и сообщать информацию, умения выражать приказание,
послушание, комментировать свои действия и сообщать информацию, выражать
похвалу. |
Январь |
Минии бэе. Улаан
малгайхан. Моё тело. Красная шапочка. |
Закрепление лексических
и речевых навыков, умения выразить просьбу, умения узнать, куда направляется
собеседник, умения вести этикетный диалог при встрече с пожилым человеком,
умения узнать информацию, используя специальный вопрос, умения выразить
напутствие. |
Февраль |
Сагаалган.Эдеэн.Балма
баабгай хоёр. Сагалган. Пища.Балма и
медведь |
Совершенствование лексических и речевых навыков, умения
пригласить собеседника к совместному действию, выразить согласие или отказ от
предложения собеседника, умения выразить отношение к действию- нравиться/не
нравиться, умения представить и познакомить собеседников, узнать, чем
любит/не любит заниматься собеседник, умение узнать мнение собеседника,
умение узнать информацию, используя специальный вопрос. |
Март |
Гэр байра. Yнгэнууд.
Гурбан поршоонхо. Жилище.Цвета.Три
поросенка |
Развитие лексических и
речевых навыков, умения представиться, описать предмет, формирование умения
указать на принадлежность предмета определенному лицу, умения высказать свое
мнение |
Апрель |
Минии эбтэй бYлэ. Моя дружная семья. |
Совершенствование лексических и речевых навыков, умения
рассказать о себе и своих родственниках, умения предложить совершить
совместное действие, вести счет до пяти, умения говорения. |
Май |
Дабталга. Повторение. |
Повторение
пройденного материала,
совершенствование лексических,
лексико-грамматических
навыков, умения говорения. |
Список
литературы
1.
Гунжитова Г-Х.Ц., Дареева О.А.,
Шожоева Б.Д. Учебно -
методический комплекс «Амар мэндэ-э!»
Начальный курс бурятского языка для детей старшего дошкольного возраста.
Улан- Удэ: ГБУ РЦ «Бэлиг», 2014
2. Алагуева
В.П. Золотая книга о бурятах.- Улан-Удэ: Бэлиг,2008.
3. Бабуева
В.Д. Материальная и духовная культура бурят. -
Улан-Удэ: Центр сохранения и развития культурного наследия Бурятии,
2004.
4. Дареева
О.А., Богомолова О.И. Путешествуем по Бурятии.- Улан-Удэ: Бэлиг, 2010.
5. Уланов
Э.А. Эпос в развитии бурятской словесности: аспекты поэтико-стадиальной
эволюции художественного мышления. – Улан-Удэ: Бэлиг, 2004.
6. И.
Мадасон «Бурят арадай оньhон, хошоо угэнууд» (Бурятские народные пословицы и
поговорки), Улан-Удэ, 1960.
7.
Номагоев Ц. «Игра в кости» Сборник подвижных игр разных народов
8.
Барбаадай: Пособие для воспитателей детских садов (Сост.
Ц.-Д.Д.Дондокова, Ц.-Б.Бадмаев, Л.Д. Тапхаев, 1987.–112 с).–2-е изд., перераб.–
Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во)
9. Шаракшинова Н.О. Бурятский фольклор. –
Иркутск,1959. Литература:
10. Будаев,
Ц.Б. Бурятские народные сказки. Волшебно-фантастические. – Улан-Удэ: Бурятское
книжное издательство, 1973.
11.
Г.Лопсонова, З.Б., Малунова,Г.С. Приобщение дошкольников к традициям
народной культуры бурят. [методическое пособие] Лопсонова З.Б., Малунова Г.С –
Улан-Удэ. Изд-во «Бэлиг», 2006г. с. 104.